Часть вторая. Начало здесь.
Оригинал статьи здесь. Публикую с разрешения автора.
__________________________________________________________________________
Итак, продолжаем.
В прошлом посте я забыла упомянуть, что рассказываю я о бесплатной (условно бесплатной) государственной медицине. Про частные скорые и платные поликлиники я пока знаю очень и очень мало.
Но вернемся к Катиной ноге.
Получив через 2 недели после приема у врача направление на рентген (и это еще очень быстро), я еду в больницу Х его делать. После рентгена мне машут ручкой и говорят, что лечащий врач со мной свяжется.
Ок, думаю я, еду домой и жду. 4 месяца.
Небольшое отступление: в Швеции есть такой закон, который обещает вам прием у врача специалиста в течение 3 месяцев с момента отправки направления, а прием в поликлинике ждать нужно не более 7 дней после обращения. Еще одна маленькая культурная особенность: в поликлинику и к стоматологу записываться можно только по телефону! Никаких регистратур и талончиков. Все по телефону.
Так вот, зная об этом законе, я звоню в поликлинику и спрашиваю, чё за херня? Медсестра смотрит мой электронный журнал и отвечает:
— А что доктор вам не позвонил не рассказал про рентген?
— Нет.
— Упс. Ну в общем, у вас нет ни артроза ни перелома, поэтому и лечить она не знает что.
И тут я стервенею. "Яааа не-ууу-клонно стервенею с каждым смехом, с каждой ночью, с каждым выпитым стаа-каа-ном! "
— Простите, говорю, а не ахренели ли вы??? но у меня уже 5 месяцев болит нога. Я сказала доктору, что у меня есть предрасположенность к невропатии. Может мне стоило бы обратиться к специалисту?! Я же не могу жить с болью в ноге и ничего не делать??! И я имею право знать, что со мной происходит, даже если есть люди вокруг, которым хуже чем мне.
Медсестра понимает, что я не слезу, вламывает врачу и через несколько недель мне приходит письмо из ортопедической клиники У.
И тут бы радоваться, ан нет. В письме мне с сожалением сообщают, что они не могут предоставить мне время у специалиста в течение 3 месяцев, и у меня есть 2 выхода- ждать либо найти платного специалиста.
Я выбираю ждать я же нищеброд.
Потом уже по телевизору, который я не смотрю, или в газете, которую я не выписываю, я читаю о том, что государство обязано предоставить мне время и место у специалиста в платной клинике, если закон о 3 месяцах не может соблюстись в государственном учреждении.
Опачки. Возможно, что тот же телевизор смотрели или ту же газету читали и работники ортопедической клиники, потому что вскоре мне приходит письмо, где мне милостиво предлагают время у специалиста в клинике Z, что в 250 км от меня. Мхахаха. Смешные такие. На письмо я не отвечаю.
Короче, все это закончилось в ноябре этого года (ну как закончилось...), когда я таки попала на прием к ортопеду в клинику У, который усмотрел в моей ноге великую вероятность операции, но его пугает моя невропатия, поэтому он направит меня к другому, гораздо лучшему доктору, который сечет больше него и в невропатиях и в ногах.
И да, пока я попаду к этому второму доктору, я скорее всего уже успею родить:) а к операции таки и отправить ребенка в школу!:)
А тем временем, боль в ноге никуда не уходит.
Итак, лайфхак от поликлиники:
— vårdgaranti — прием в поликлинике 7 дней, прием у специалиста 90 дней.
И будьте настойчивы. Законы, которые могут быть интересны к прочтению (на шведском):
HSL (1982:763)
SOL (2001:453)
Там нудно и юридическим языком, но хоть будете знать свои права.
И еще один немаловажный лайфхак : с января 2016 года у пациентов появится возможность читать свои собственные журналы в тырнете. Наконец-то мы узнаем, что писали в нашем ментальном статусе шведские медсестры, после того как мы приносили анализы кала в спичечных коробках:)))
Больница.
Если вы попали в больницу, всё, вы теперь- царь горы. Для вас все самое лучшее: специалисты, аппаратура, материалы, быстрое и качественное обслуживание.
В Швеции очень хорошо платят докторам в гос больницах, поэтому далеко не все и не всегда рвут когти в частную медицину. Поэтому врачам в больнице я бы доверила себя без сомнений.
К чему нужно быть готовым?
1. Многие врачи- иностранцы (литовцы, турки, греки), как женщины так и мужчины. У некоторых есть акцент, заметный акцент. Но на это не стоит обращать внимание. Если вы чего-то не допоняли, вы всегда можете переспросить или попросить медсестру объяснить. Смотрите на то, как врач работает, а не на то, как он говорит. И не бойтесь, что он ничего не знает. Его бы тут просто не допустили к работе, если бы он был лошком.
2. Если вы чувствуете, что после болезни/операции дома не справитесь сами, заявите об этом медсестре. В ее обязанности и так входит анализ вашей ситуации после выписки , но я знаю людей которые стеснялись попросить помощи и получали ее меньше, чем того требует ситуация.
В Швеции вас не имеют права выписать до тех пор, пока ваше пребывание дома не будет полностью на мази. Чтобы было понятнее, вот вам пример:
Вам 60 и вы сломали ногу. Мужа нет, дети живут отдельно. Или муж есть, но он после инсульта и у него самого приходящая помощь. Медсестра в больнице должна связаться с вашей камунной и рассказать вашу ситуацию (рассказ подтверждается документально, но это не нужные вам детали), в случае если она оценивает вашу ситуацию как сложную (т.е. Вы после больницы не можете убирать/ готовить/одеваться/ вставать с постели самостоятельно). Назначается встреча с представителями камунны, на которой решается какая и в каком размере помощь вам будет оказываться на дому. И в тот же день, когда вы приезжаете домой, помощь уже должна быть организована.
Когда я была на практике в гериатрии, многие пациенты оставались в больнице до тех пор пока не получали место в доме престарелых.
Я понимаю, что меня читают в основном молодые здоровые люди. Но просто запомните на будущее. Мы же все когда-нибудь постареем.
3. Санитарка- человек, который будет заходить к вам в палату чаще всего. Санитарка- не уборщица. Санитарка- это человек со специальным образованием (1.5-2 года), основной обязанностью которой/го является уход за вами: переодеть /помыть/перестелить/накормить/помочь встать/лечь и так далее. Санитарке можно и нужно рассказывать, если у вас что-то болит/тошнит/кружится голова.Санитарка — это основной (после пациента) источник информации для медсестры и врача.
Далее медсестра. Она занимается медицинской частью вашего лечения: дает вам лекарства, смотрит как вы на них реагируете, анализирует ваше состояние с позиции основных физиологических параметров (ССС, дыхание, движение, кожный покров, ментальное состояние и т.д.), берет анализы, ставит капельницы и прочее. У медсестры есть список лекарств, которые она может давать вам без назначения врача. Т.е. если вас мутит после операции или обезболивающие не помогают- обращайтесь к медсестре.
Доктора в больнице вы будете видеть 1 раз в день (если повезет ) минут 5.
На практике в ортопедии на все отделение не было ни одного врача. 28 мест успешно обслуживались 3мя медсестрами и 6ю санитарками. Нет, врачи конечно же были, где-то там по телефону, или забежать на 5 минут подписать бумаги. Все остальное время они оперировали или заполняли документацию в другом отделении.
4. Культура поведения в больнице: у каждой койки есть номер и кнопка вызова персонала. На практике у меня не раз создавалось впечатление, что пациенты там не болеют а отдыхают в отеле «все включено», т.е. Буквально Все Включено. Эту кнопку юзают и когда хочется водички, и когда шторку бы задвинуть, и когда подушечку поправить. Одно дело когда вас парализовало, и у вас нет возможности создать себе комфортные условия существования самому. Но в 70% случаев с такими просьбами обращаются вполне дееспособные товарищи.
Есть и обратная крайность: человеку плохо, или его давно не переворачивали, а он лежачий или еще что-то, но он не нажмет на кнопку и не попросит помощи, потому что не хочет беспокоить других. Не надо так делать. Заботьтесь о себе. Персонал в больнице для вас. Но и не наглейте, да.
5. Выполняйте назначения. Пожалуйста. В медицину идут отнюдь не из-за садистских наклонностей (хотя и не без этого). И если вас просят встать с кровати через 7 часов после операции- это не потому что нам хочется, чтобы вам было больно, а потому что это для Вашего же блага.
Лайфхак: будьте вежливы и с уважением относитесь к персоналу. Если у вас не смертельный диагноз, будьте позитивны ( и это единственный случай, когда я настоятельно рекомендую позитивный настрой!). И тогда ваше пребывание в больнице будет более чем комфортным.
И еще один: в каждой больнице есть, если можно так выразиться, общество защиты пациента. Именно туда вы можете обратиться, если вас дискриминируют, относятся неуважительно или еще каким-то образом отравляют вам жизнь. Patient lagen (2014:821) вам в помощь.
Дома.
Престарелых, для людей с особенностями развития, психиатрические заведения и иже с ними.
Деятельность данных учреждений в первую очередь регулируется такими законами как SOL и LSS, и функционируют они на коммунальном уровне (т.е. бюджет и существование любого «дома» регулируется каждой отдельной камунной).
Про дома можно говорить бесконечно. В блоге было несколько постов про дом престарелых, где я работала, про практику в доме для психиатрических больных.
В нашем менталитете, дом престарелых- это богадельня, страх и ужас, место, куда ссылают своих родителей плохо воспитанные и неблагодарные дети.
Дом престарелых в Швеции — это санаторий, экзотический курорт и квалифицированная мед помощь 24/7. Здесь не стыдно «сдать» своего родственника в такой дом.
Формы проживания в таких домах тоже разные: можно жить на постоянке, кушать в обеденном зале и играть в бинго. Можно жить несколько недель после операции, например.
Можно жить в «квартире», в которую персонал заходит только чтобы обработать раны/помочь убраться. Можно жить в «комнате», если вам нужно гораздо больше помощи в повседневной жизни.
Буду ли я сама жить в доме престарелых? Скорее всего, да. Если состояние моего здоровья будет не ахти, я не буду напрягать своих детей и мужа. Хотя я все же надеюсь провести свою старость на берегу карибского моря:)
На этом пока все. В третьей части Мерлезонского балета мы поговорим о плюсах и минусах шведской системы здравоохранения и о том, что стоит везти из родины в свою домашнюю аптечку.
______________________________________________________________________
Интересно правда? Читать третью часть